«Никто не перешел от слов к делу». История краха команды Проста, рассказанная очевидцем

«Никто не перешел от слов к делу». История краха команды Проста, рассказанная очевидцем Автор: Бенжамен Винель , редактор (Франция) Соавтор: Джейк Боксолл-Легг, Featured writer

Этот проект должен был стать воплощением французской мечты в Формуле 1, но вышло совсем иначе. О событиях 2000 года вспомнил Ник Хайдфельд

В предстоящем сезоне Формулы 1 гонщик из Франции – речь об Эстебане Оконе – будет выступать на машине французской команды с французским мотором под руководством босса-француза. Подобного сочетания болельщики не видели ровно 20 лет, со времен Жана Алези в Prost-Peugeot.

Выиграв четыре титула и завершив гоночную карьеру в конце 1993-го, Ален Прост не смог расстаться с паддоком. Через три года чемпион возглавил собственный гоночный проект, выкупив при поддержке крупных компаний активы команды Ligier.

Начало вышло многообещающим. Оливье Панис несколько раз поднимался на подиум, сезон-97 принес шестую строчку в Кубке конструкторов. Однако затем результаты стали падать.

К 2000 году, более не видя перспектив, Оливье ушел тест-пилотом в McLaren. Его молодой напарник Ярно Трулли, который принес Prost GP второе место в безумной дождевой гонке на «Нюрбургринге» – как оказалось, ставшее последним подиумом команды – принял предложение Jordan.

Новым лидером стал ветеран Жан Алези. В 1991-м он был партнером Проста в Ferrari, а теперь перешел в команду к бывшему напарнику. Вторую машину доверили Нику Хайдфельду. Немец, едва не переигравший Монтойю в Формуле 3000, провел два года в тестерах McLaren и теперь готовился к дебюту в Гран При. В качестве кандидатов рассматривали также Стефана Сарразена и Дженсона Баттона, но француза в итоге оставили в запасе, а британский пилот предпочел Williams.

«Никто не перешел от слов к делу». История краха команды Проста, рассказанная очевидцем

Ник Хайдфельд, Ален Прост и Жан Алези. 2000 год

Фото: Motorsport Images

Новая машина AP03, построенная Аланом Дженкинсом и Лоиком Бигуа, сохранила фирменный темно-синий цвет, а ее ливрея радовала глаз россыпью логотипов. Помимо французских Gauloises, BIC, Sodexho и Total там были и глобальные бренды – PlayStation и Yahoo.

Вдохновлялись McLaren – получили анти-McLaren

Дженкинс не скрывал: при работе над шасси вдохновлялся чемпионской McLaren MP4/14 Эдриана Ньюи. По сравнению с предыдущей AP02 машина получила уменьшенную базу и стала на 30 кг легче. Кроме того, с сезона-2000 были введены новые ограничения на аэродинамику, включая размер боковых дефлекторов.

«Никто не перешел от слов к делу». История краха команды Проста, рассказанная очевидцем

Prost AP03

Иллюстрация: Джорджо Пиола

В преддверии старта сезона Прост не скрывал честолюбивых планов, даже не предполагая, насколько провальным получится итог. Как только стартовали тесты, стало очевидно: машине недостает стабильности и сцепления с асфальтом. Но хуже всего было то, что она не могла ехать надежно.

Ник Хайдфельд, рассказывая Motorsport.com о событиях 2000 года, назвал AP03 худшим автомобилем в своей долгой карьере.

«Даже если просто посмотреть на результаты, сразу понимаешь, что скорости в ней не было, – отметил немец. – По собственному опыту могу сказать: в девяти случаях из десяти быстрой машиной очень приятно управлять. Именно так было с McLaren, которую я тестировал. С точки зрения темпа, баланса и предсказуемости это вообще было едва ли не лучшее, чем мне доводилось управлять.

Случается, что на старте у вас возникают проблемы, и понятно, что нужно стремиться разобраться с ними. Но в тот раз все было просто ужасно».

После проваленного сезона спонсоры отвернулись от команды. Cледующей зимой на тестах машины Prost сверкали чистыми ярко-синими бортами. Пилотом стал богатый аргентинец Гастон Маццакане, но уже после четырех Гран При он вылетел из команды из-за низких результатов. Моторы теперь поставляла Ferrari, услуги которой стоили недешево. К счастью, удалось убедить компьютерщиков из Acer покрыть часть расходов ценой ребрендинга.

AP04 ехала уже лучше предшественницы, Алези стабильно финишировал: почти всегда это было место в десятке. Несколько раз Жан заработал очки. Но осенью ушел и он, приведя к череде смен рента-драйверов в кокпите.

Одного провального сезона-2000 хватило, чтобы привести французский проект к печальному завершению. То, что могло стать историей национального триумфа, осталось лишь поучительной главой гоночной истории. Хочется верить, Сириль Абитбуль внимательно изучил эту главу.

Источник: ru.motorsport.com